Вступить в опору россии

В МЧС рассказали о значении утвержденных Основ государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности

1 января 2018 года в силу вступил подписанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Указ «Об утверждении Основ государственной политики РФ в области обеспечения пожарной безопасности на период до 2030 года». О значении важного документа для развития системы обеспечения пожарной безопасности в России на первом селекторном совещании в этом году рассказал глава МЧС России Владимир Пучков.

«Это важнейший документ стратегического планирования, которым предусматривается целая система мероприятий нового качественного обеспечения пожарной безопасности. Документ такого уровня принят впервые за всю 367-летнюю историю пожарной охраны. Это мощный шаг вперед в наращивании потенциала и МЧС России, и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Министр также сообщил, что на протяжении последних пяти лет сложилась устойчивая положительная динамика в области обеспечения пожарной безопасности. Ее основные показатели характеризуются следующими цифрами: количество пожаров снижено на 14%, количество людей, погибших в результате пожаров – на 25%, травмированных – на 19%, прямой материальный ущерб уменьшен на 15%.

О том, каким образом специалисты заинтересованных в осуществлении задач документа министерств и ведомств собираются и дальше улучшать эти показатели, порталу «МЧС Медиа» рассказал директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.

«Эти Основы разработаны в соответствии с принятым 1 марта 2016 года решением Совета Безопасности Российской Федерации и определяют национальные интересы Российской Федерации в области пожарной безопасности на перспективу. Документ разработан с целью обеспечения необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров», - говорит Еникеев.

Определены основные задачи, которые специалистам предстоит решить, а также приоритетные направления государственной политики в указанной сфере:

внедрение современных методов минимизации пожарных рисков на территории Российской Федерации;

развитие системы негосударственного контроля, декларирования, самоконтроля организаций в области пожарной безопасности;

совершенствование надзорных функций на основе риск-ориентированного подхода, принципов уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, главенства профилактических мероприятий над репрессивными,иных новых современных подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности;

продвижение российских пожарно-спасательных технологий на международном уровне и отечественных разработок.

Для реализации каждого из направлений разработаны конкретные мероприятия, которые всем государственным структурам предстоит исполнить в пределах своей ответственности.

«Если мы говорим об актуализации нормативно-правовой базы, то одним из ключевых мероприятий станет ее гармонизация – установление требований пожарной безопасности с учетом современных научных достижений и опыта других стран, а также оценки риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара», - объясняет главный государственный инспектор по пожарному надзору.

Он также напомнил, что в прошлом году принят подготовленный МЧС России технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», который устанавливает единые обязательные требования к пожарно-технической продукции на территории стран – участников Союза. Совместно с нашими коллегами из других стран мы будем заниматься разработкой межгосударственных стандартов, устанавливающих правила и методы испытаний данной продукции.

К решению этого же вопроса относится и появление требований к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки пожарных рисков. Поправки, на основании которых ведется такая оценка, были внесены осенью в Правила противопожарного режима на территории РФ. Так, новый стратегически важный документ закрепляет уже известные россиянам требования и продолжает курс, направленный на эффективность профилактики и предупреждения пожаров.

В конце декабря прошлого года в Минюсте России прошел государственную регистрацию приказ МЧС России об утверждении форм проверочных листов, которые используются инспекторским составом при проведении проверок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и общественного питания.

До 1 июля планируется утверждение «чек-листов для всех объектов иного функционального назначения. Ведется активная работа по автоматизации контрольно-надзорной деятельности и внедрению системы оценки ее результативности и эффективности».

«Что касается профилактики правонарушений, то в этом направлении наиболее показательным результатом является наша работа с малым и средним бизнесом, который мы сейчас не терроризируем, а работаем в так называемых партнерских отношениях. И сами предприниматели говорят нам о том, что действительно у нас наладился диалог и инспектор выступает теперь консультантом в решении вопросов обеспечения безопасности», - отметил директор Департамента.

Основы государственной политики распространяются на все федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

«Основы государственной политики акцентируют внимание федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ на наиболее важных вещах. Это и обучение, как населения, так специалистов системы МЧС, и развитие надзора, и совершенствование нормативно-правовой базы. В рамках реализации Основ все заинтересованные министерства и ведомства разработают комплексы мероприятий в своей зоне ответственности, которые конкретизируют все наши общие идеи и задачи», - рассказал инспектор.

В документе прописаны функции и порядок взаимодействия органов власти при реализации государственной политики в области пожарной безопасности. В целом, представителям различных уровней власти предстоит совместно совершенствовать формы и методы пожарного надзора, повышать уровень профессиональной подготовки в этой области должностных лиц, предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований пожарной безопасности.

В тексте документа также упоминается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации наделены полномочиями в области пожарной безопасности.

«При подготовке Основ мы также согласовывали их со всем силовым блоком, министерства и ведомствами, которые, в соответствии с сотым законом, наделены правом по осуществлению государственного пожарного надзора», - говорит Ринат Еникеев.

Кроме того, в документе прописано и то, что «МЧС России осуществляет координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе по контролю за обеспечением взаимодействия и слаженности основных элементов обеспечения пожарной безопасности».

Это означает, что, согласно утвержденной Президентом страны государственной политике, за организацию взаимодействия между всеми элементами системы обеспечения пожарной безопасности, как и прежде, отвечает МЧС России. Ровно, как координацию повседневной деятельности подразделений пожарной охраны, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ до 2030 года будет также осуществлять чрезвычайное министерство.

«То, что МЧС России будет обеспечивать выполнение Основ госполитики до 2030 года совместно с федеральными органами исполнительной власти, было предусмотрено решением Совета Безопасности. Этим же решением установлен и период реализации приоритетных задач документа», - добавил он.

Реализация Основ государственной политики предусматривает повышение эффективности функционирования и развитие пожарной охраны. В рамках этой работы будут созданы необходимые условия для развития технологий и техники тушения пожаров на основе применения робототехнических средств, беспилотных авиационных систем, современных отечественных средств мониторинга, связи, экипировки, снаряжения, медицинского оборудования.

Есть в тексте документа и такие пункты, как «оптимизация размещения сил и средств подразделений всех видов пожарной охраны, особенно в труднодоступных районах» и «определение количественного и качественного состава подразделений всех видов пожарной охраны, внедрение в их деятельность новых технологий по сбору и обработке информации».

«Эффективность реализации государственной политики будет оцениваться по итогам выполнения основных задач, с учетом изменения основных показателей, которые также утверждены Основами. Мы ожидаем, что реализация утвержденных Основ государственной политики до 2030 года позволит снизить количество пожаров по сравнению с 2016 годом не менее чем на 15%, а количество погибших на пожарах – на 35%», - отметил инспектор.

В настоящее время Министерство готовит план по реализации Основ государственной политики, где будут указаны все мероприятия с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.

Достижение целей Основ государственной политики в области пожарной безопасности позволит сформировать универсальную структуру подразделений всех видов пожарной охраны с одновременным повышением их мобильности и оперативности. dle 10.2